Что такое интеллект человека

Одна из статей на тему, что такое интеллект человека и, как он формируется?
Количественное исследование интеллекта, как единицы возможностей человека начались в основном из практических потребностей.
В 1904 году министр образования Франции в Париже, заложил комиссию с целью определить методы работы с умственно отсталыми детьми и детьми, которые просто не успели освоить нужный материал по тем или иным причинам.
И дело здесь было не только в анализе потенциала ребёнка, но и просто восстановления справедливости. Ведь вполне могло быть так, что в каком-то классе оказался плохой ученик, который сильно мешает учителям и те, вполне могли бы отправить его в класс умственно отсталых детей.
Для решения таких неоднозначных вопросов Альфред Бине (французский психолог, родоначальник во Франции направления экспериментальной психологии) и его коллега Теодор Симон (французский психолог, глава педагогической лабораторией в Париже), они вместе вывели ряд специальных психологических тестов. Система этих психологических тестов была направлена на решение ребёнком определённых задач для его возраста.
Например, ребёнок около 3 лет, должен показать на своём лице – глаза, уши, рот, повторить озвученные слова, назвать своё имя и другие задания характерные для его возраста. И, в зависимости на какой возраст ребёнок выполняет задачи, такой интеллектуальный возраст ему и присваивают.
Типы интеллекта
Кристаллизованный – это способность размышлять в зависимости от нашего опыта и накопленных знаний. Может сильно определяться сферой или средой в которой человек работает/живёт. Понятное дело токарь будет многое видеть через призму своих навыков, а городской депутат через свой опыт.
Подвижный или гибкий интеллект – это наша способность мыслить обобщённо, вне зависимости от наших, накопленных знаний. Это возможности дедуктивного (от общего к частному) или индуктивного (от частного к общему) мышления, способность к обобщению и абстрагированию.
Также учёные разделяют интеллект на
- Врождённый
- Приобретённый
А Френсис Гарден (теолог и религиозный писатель) говорил, что интеллект включает в себя лишь врождённые способности.
Что включает в себя интеллект?
Одна или несколько характеристик описывает интеллект и какие, давайте разбираться. Некогда на заре становления психологии английский психолог Чарльз Спирмен заметил, что у результатов различных тестов, которые проходит один и тот же человек, существует некая взаимосвязь.
А это значит, что результаты разных тестов на мышление как-то связаны, а значит есть некий общий фактор интеллекта, который позволяет решать те или иные задания. Это фактор Спирмен назвал G-фактор. Этот фактор учёный связал с некоей умственной энергией, которую он определял, как способность находить или образовывать связи между определёнными заданиями и своим накопленным опытом.
Интеллект делят, как на общий, множественный интеллект и многофакторный
- Общий интеллект (Чарльз Спирмен) - подразумевает наличие общей вычислительной способности нашего мозга решать те или иные задачи.
- Множественный интеллект (Л.Л. Тёрстоун) – состоит из 10 типов интеллекта или подсистем интеллекта, которые именовали – пространственный интеллект, интеллект памяти, интеллект понимания и др.
- Структурная модель (многофакторный) - где Джой Гилфорд выделил 120 специализированных способностей, входящих в интеллект.
Проблемы тестологических теорий интеллекта
Эти теории выделения и структурирования интеллекта сошли на «Нет» и показали свою ограниченные возможности. Различные тесты на интеллект не были надёжными и оширными, часто они измеряли не интеллект, а социализацию человека. Да и вообще интеллект определялся на пример какого-то социального эталона, а не сам по себе.
Самая же основная проблема, что тестологические теории не давали полного представления о том, что же такое интеллект. Они лишь описывали его механизмы откуда и появилось много экспериментальных психологических теорий. Так, например, Гештальт - психология рассматривала интеллект, как способность к мгновенной реструктуризации элементов проблемной ситуации, чтобы было названо – Инсайтом. При этом уровень интеллекта здесь рассматривается, как степень и сложность организации собственной системы знаний.
Генетические теории описания интеллекта
Эволюционный подход – в этом понимании интеллект выступает способом адаптации к текущей среде обитания, он постоянно меняется в зависимости от потребности для выживания в сложившихся условиях. Жан Пиаже описывал интеллект, как способ адаптации к среде.
Теория когнитивного научения – где интеллект воспринимается, как процесс научения, каким-либо мыслительным операциям. Например, способность к обобщению может требовать таких навыков, как выделение общих признаков у различных объектов и назначение им различных наименований.
Ганс Айзенк – по его мнению индивидуальные различия в интеллекте обусловлены различиями в нашей нервной системе. А именно, в скорости и в процессах обработки информации. Если передача информации осуществляется медленно со сбоями, прерывисто, то результаты тестов будут низкими. И наоборот. Причём данная теория находит своё подтверждение.
Если попытаться просуммировать сказанное выше, то интеллект наиболее вероятно – это наша способность (обусловлена в большей части генетикой) адаптироваться к окружающей среде с помощью накопленных нами знаний, операции, которые мы выполняем с этими знаниями, плюс наши врождённые особенности.
- 4Мне понравилось
- 0Мне непонравилось
- 27 Марта 2025
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.