Что такое интеллект человека

Chto takoe intellekt cheloveka

Одна из статей на тему, что такое интеллект человека и, как он формируется?

 

Количественное исследование интеллекта, как единицы возможностей человека начались в основном из практических потребностей.

 

В 1904 году министр образования Франции в Париже, заложил комиссию с целью определить методы работы с умственно отсталыми детьми и детьми, которые просто не успели освоить нужный материал по тем или иным причинам.

 

Chto vkljuchaet v sebja intellekt

 

И дело здесь было не только в анализе потенциала ребёнка, но и просто восстановления справедливости. Ведь вполне могло быть так, что в каком-то классе оказался плохой ученик, который сильно мешает учителям и те, вполне могли бы отправить его в класс умственно отсталых детей.

 

Для решения таких неоднозначных вопросов Альфред Бине (французский психолог, родоначальник во Франции направления экспериментальной психологии) и его коллега Теодор Симон (французский психолог, глава педагогической лабораторией в Париже), они вместе вывели ряд специальных психологических тестов. Система этих психологических тестов была направлена на решение ребёнком определённых задач для его возраста.

 

Например, ребёнок около 3 лет, должен показать на своём лице – глаза, уши, рот, повторить озвученные слова, назвать своё имя и другие задания характерные для его возраста. И, в зависимости на какой возраст ребёнок выполняет задачи, такой интеллектуальный возраст ему и присваивают.  

 

Типы интеллекта

 

Кристаллизованный – это способность размышлять в зависимости от нашего опыта и накопленных знаний. Может сильно определяться сферой или средой в которой человек работает/живёт. Понятное дело токарь будет многое видеть через призму своих навыков, а городской депутат через свой опыт.

 

Tipy intellekta

 

Подвижный или гибкий интеллект – это наша способность мыслить обобщённо, вне зависимости от наших, накопленных знаний. Это возможности дедуктивного (от общего к частному) или индуктивного (от частного к общему) мышления, способность к обобщению и абстрагированию.

 

Также учёные разделяют интеллект на

 

  • Врождённый
  • Приобретённый

 

А Френсис Гарден (теолог и религиозный писатель) говорил, что интеллект включает в себя лишь врождённые способности.

 

Что включает в себя интеллект?

 

Одна или несколько характеристик описывает интеллект и какие, давайте разбираться. Некогда на заре становления психологии английский психолог Чарльз Спирмен заметил, что у результатов различных тестов, которые проходит один и тот же человек, существует некая взаимосвязь.

 

Takzhe uchjonye razdeljajut intellekt na

 

А это значит, что результаты разных тестов на мышление как-то связаны, а значит есть некий общий фактор интеллекта, который позволяет решать те или иные задания. Это фактор Спирмен назвал G-фактор. Этот фактор учёный связал с некоей умственной энергией, которую он определял, как способность находить или образовывать связи между определёнными заданиями и своим накопленным опытом.

 

Интеллект делят, как на общий, множественный интеллект и многофакторный

 

  1. Общий интеллект (Чарльз Спирмен) - подразумевает наличие общей вычислительной способности нашего мозга решать те или иные задачи.
  2. Множественный интеллект (Л.Л. Тёрстоун) – состоит из 10 типов интеллекта или подсистем интеллекта, которые именовали – пространственный интеллект, интеллект памяти, интеллект понимания и др.
  3. Структурная модель (многофакторный) - где Джой Гилфорд выделил 120 специализированных способностей, входящих в интеллект.

 

 

Проблемы тестологических теорий интеллекта

 

Эти теории выделения и структурирования интеллекта сошли на «Нет» и показали свою ограниченные возможности. Различные тесты на интеллект не были надёжными и оширными, часто они измеряли не интеллект, а социализацию человека. Да и вообще интеллект определялся на пример какого-то социального эталона, а не сам по себе.

 

Problemy testologicheskih teorij intellekta

 

Самая же основная проблема, что тестологические теории не давали полного представления о том, что же такое интеллект. Они лишь описывали его механизмы откуда и появилось много экспериментальных психологических теорий. Так, например, Гештальт - психология рассматривала интеллект, как способность к мгновенной реструктуризации элементов проблемной ситуации, чтобы было названо – Инсайтом. При этом уровень интеллекта здесь рассматривается, как степень и сложность организации собственной системы знаний.

 

Генетические теории описания интеллекта

 

Эволюционный подход – в этом понимании интеллект выступает способом адаптации к текущей среде обитания, он постоянно меняется в зависимости от потребности для выживания в сложившихся условиях. Жан Пиаже описывал интеллект, как способ адаптации к среде.

 

Теория когнитивного научения – где интеллект воспринимается, как процесс научения, каким-либо мыслительным операциям. Например, способность к обобщению может требовать таких навыков, как выделение общих признаков у различных объектов и назначение им различных наименований.

 

Ганс Айзенк – по его мнению индивидуальные различия в интеллекте обусловлены различиями в нашей нервной системе. А именно, в скорости и в процессах обработки информации. Если передача информации осуществляется медленно со сбоями, прерывисто, то результаты тестов будут низкими. И наоборот. Причём данная теория находит своё подтверждение.

 

Если попытаться просуммировать сказанное выше, то интеллект наиболее вероятно – это наша способность (обусловлена в большей части генетикой) адаптироваться к окружающей среде с помощью накопленных нами знаний, операции, которые мы выполняем с этими знаниями, плюс наши врождённые особенности.

 

 

 

 

 

Rempc.by

  • 27 Марта 2025
  • Alex Rempc.by

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Яндекс.Метрика